Выступление на тему
«Внеклассная работа по информатике»
План
выступления:
1.
Актуальность
внеклассной работы по информатике
2.
Цели
и задачи внеклассной работы по информатике
3.
Особенности
внеклассной работы по информатике
4.
Виды
внеклассной работы.
5.
Формы внеклассной работы
Современный этап развития российского
образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных
технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее
недоступные возможности, как для учителя, так и для учащихся.
Информационные технологии находят свое
применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая
лучшему усвоению, как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.
Персональный компьютер помогает обучающимся самоутверждаться, реализовывать
свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания.
Внеклассная
работа – составная часть учебно-воспитательной работы школы, организация
педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время,
обеспечивающих необходимые условия для формирования и развития личности
ребенка.
Являясь
составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа по
информатике направлена на достижение общей цели обучения и воспитания –
создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,
личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы школы.
Перегруженность учебного плана не позволяет
проводить уроки информатики чаще, чем один раз в неделю. Во время практических занятий с компьютером
преимущество отдается в основном фронтальной работе с учащимися, так как дети
еще не обладают необходимыми общими знаниями и умениями, позволяющими в большом
объеме использовать самостоятельную работу. В результате не всегда
осуществляется возможность каждому ребенку в полной мере проявить себя на
уроке.
Решением данной проблемы я вижу использование
внеклассной работы по информатике.
Внеклассная работа по информатике дает
возможность одним учащимся преодолевать барьер в общении с компьютером, другим
– в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания,
полученные на уроке, третьим – развивать свои творческие способности, как в
рамках самого предмета «Информатика», так и в других предметных областях,
используя для этого компьютер как техническое средство. Это и является основной
целью работы по информатике во внеурочное время.
Для достижения цели внеклассной работы должны
решаться следующие задачи:
1. усовершенствование умений и навыков,
приобретенных на уроках;
2. создание благоприятных условий для сплочения
коллектива, развития навыков сотрудничества;
3.
расширение мировоззрения учащихся, развитие познавательного интереса, поскольку
склонность школьников к тому или иному предмету практически невозможно
удовлетворить в рамках только учебной программы;
4.
организация свободного времени учащихся.
5.
Изучение новых программных, необходимых для выполнения практических работ;
По сравнению с
классно-урочной формой внеклассная работа по информатике имеет ряд
особенностей:
1. По своему
содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на
внеклассных занятиях материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями
учащихся. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных
занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не
обязательна. Надо исходить только от общего уровня развития учащихся.
2. Если уроки во
всех отношениях планируются на 45 минут (90 минут, если уроки спаренные), то
внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть
рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа.
3. Если
классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в
коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства, то для
внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы, обучаясь
либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются
на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы
внеклассной работы, может меняться.
4. Внеклассная
работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия,
викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения.
5. Особенностью
внеклассной работы по информатике является занимательность предлагаемого
материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих
чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения
занятий и элементов соревнования на них.
6. Другой
особенностью внеклассной работы по информатике является оснащенность кабинета
информатики соответствующим техническим оборудованием: наличие
достаточного количество компьютеров, соответствующих современному уровню
развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров,
сканеров, техническую поддержку систем мультимедиа); наличие
локальной и глобальной сети; наличие научной и научно-популярной периодической
и обычной литературы.
7. Немаловажным
фактором внеклассной работы по информатике является перспектива развития
информатики и информационных технологий, которое предполагает использование
компьютеров в профессиональной деятельности в будущем, так и в обычной,
повседневной деятельности уже сегодня.
Выделяют
следующие виды внеклассной работы:
1.
Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала,
т.е. дополнительные занятия
2.
Работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к информатике.
3.
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении информатики.
Основной
целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и
предупреждение неуспеваемости, эта работа имеет ярко выраженный индивидуальный
характер и требует от учителя особого такта.
Последние
два вида – это и есть, собственно говоря, внеклассная работа в традиционном
понимании смысла этого термина.
Цели
второго вида внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от
интересов и учителя, и учащихся.
Третий
вид внеклассной работы может иметь подобные цели, но ее содержание и формы
проведения определяет учитель, при этом основной целью является развитие
интереса учащихся к информатике.
Формы
внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Накоплен огромный опыт
внеклассной работы по различным дисциплинам. Умелое использование богатого
опыта внеклассной работы по различным учебным дисциплинам с использованием
специфики предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий
по информатике. Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам:
по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической
цели и т. д. По систематичности можно выделить эпизодические внеклассные
мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие по
крайней мере в течении учебного года).
1. Подготовка и
проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских
олимпиадах.
2. Выпуск школьной газеты.
3. Проведение
викторин, вечеров, КВН по информатике
4. Проведение
тематических конференций и семинаров по информатике.
5..
Разнообразные по формам, задачам кружки по информатике.
6. Школьные
научные общества.
7. Организация
различных форм заочного и дистанционного обучения учащихся.
Опыт работы в школе показывает, что
наибольшим интересом у детей пользуются
занятия игрового, соревновательного характера: викторины и конкурсы.
В нашей школе внеклассная работа строится
следующим образом:
- неделя информатики (совместно с
математикой, физикой)
- создание школьного сайта
- участие во Всероссийском детском
интернет-фестивале «Умник» http://www.childfest.ru/index.asp
- участие во Всероссийской игре- конкурсе
«Инфознайка» http://www.infoznaika.ru/ (кстати начат прием
заявок на участие в Конкурсе "Инфознайка-2010".)
- издается школьная газета «Переменка»
- участие в районных олимпиадах
- участие в республиканских конкурсах «КРИТ»,
«Мир и молодежь»
- участие в
Трайтекиаде 2009(олимпиада для школьников по информационным технологиям.
Трайтекиада проводится для учащихся 5-11 классов образовательных учреждений
всех типов Приволжского федерального округа. ) www.edu-tritec.com
Чтобы ребенок имел положительный
результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему.
Учитель должен четко видеть конечный результат и вести к нему школьника.
Нет необходимости доказывать, что внеклассные занятия повышают интерес к
предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному
поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить
свое творчество.
Подготовила учитель информатики МОБУ СОШ с.Бурибай ГРИГОРЬЕВА И.В.
|